
19 сентября Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение
законопроект
о внесении изменений в УК и УПК, подготовленный во исполнение Поручения Правительства РФ от 21 июля 2018 г. № ДМ-П13-4513 о разработке мер по декриминализации отдельных деяний, совершенных предпринимателями в связи осуществлением ими предпринимательской деятельности.Предлагается расширить сферу действия ст. 76.1 УК «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности» на преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171 (незаконное предпринимательство), ч. 2, 3 и 4 ст. 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством) и ч. 4 ст. 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)) УК РФ. Корреспондирующие изменения также предполагается внести в ст. 28.1 УПК РФ.
Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен с целью снижения необоснованного уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности и повышения уровня защиты бизнеса с учетом предложений Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, организации «ОПОРА России» и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Принятие проекта, по мнению разработчика, позволит обеспечить дополнительные процессуальные гарантии защиты прав предпринимателей и их бизнес-интересов в период производства по уголовному делу; предотвратить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование предпринимателей. Общественное обсуждение документа продлится до 2 октября.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина отметила, что все изменения, вносимые в уголовное законодательство, имеют в основе своей жизненные истории, обобщенные судебной практикой, и волю неравнодушных людей, меняющих этот сценарий. По словам эксперта, факты необоснованного уголовного преследования предпринимателей в нашей стране не редкость, но последствия этого чаще всего невосполнимы, так как предприниматели теряют свой бизнес.
«Незаконное предпринимательство не является преступным по содержанию. Суть нарушения закона в том, что лицо уклоняется от исполнения требования о государственной регистрации либо от получения лицензии на ведение бизнеса. Но если эти требования были бы выполнены, предпринимательство стало бы законным, – считает Екатерина Толчина. – Правонарушитель в этом случае руководствуется желанием извлечь финансовую выгоду от своей деятельности, а не причинить кому-либо вред».
По мнению эксперта, декриминализация «предпринимательских» статей – это еще и дополнительная процессуальная гарантия защиты прав предпринимателей и их бизнеса от злоупотреблений со стороны недобросовестных правоохранителей, движимых корыстными интересами или банальной некомпетентностью.
Руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Виктор Спесивов назвал предложенные изменения логичными: «Для всех здравомыслящих людей очевидно, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии – даже организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в размере 9 млн руб., незаконное неоднократное использование чужого товарного знака или производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или стоимостью 1,5 млн руб. не опаснее других составов, уже включенных в ст. 76.1 УК РФ».
По мнению Виктора Спесивова, поправки имеют методологическую ценность, так как более четко выражают линию законодателя, придают последовательность кодексам в вопросе освобождения предпринимателей от уголовной ответственности по «спецсоставам». В то же время он отметил довольно сомнительную ценность законопроекта в целях снижения необоснованного уголовного преследования предпринимателей и повышения уровня защиты бизнеса на практике: «“Неугодных” предпринимателей привлекают, как правило, по “универсальной” ч. 4 ст. 159 УК РФ (следствие не любит работать с “предпринимательскими спецсоставами”), освобождение от ответственности по которой для предпринимателей не предусмотрено в случае возмещения причиненного вреда».
Адвокат КА «Защитникъ» Алексей Максимов выразил опасение в части распространения ст. 76.1 на ст. 171.1 УК РФ: «Дело в том, что обязательная маркировка продукции предусмотрена тогда, когда она может причинить вред здоровью группы людей. В данном случае здоровье множества людей существенно важнее в сравнении с иными охраняемыми объектами права».
По словам эксперта, употребляемый в пояснительной записке термин «декриминализация» неприменим, так как законопроект предусматривает освобождение от наказания при возмещении вреда, общественно опасных последствий преступного поведения, а о декриминализации следует говорить, когда устраняется преступность самого деяния.
Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/minekonomrazvitiya-khochet-zashchitit-predprinimateley-ot-neobosnovannogo-ugolovnogo-presledovaniya/