
Месяц назад вступил в силу федеральный
закон
о внесении изменений в ст. 72 УК РФ. Как ранееписала «АГ»,
закон предусматривает изменение порядка зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы.8 августа на сайте ФСИН России была
опубликована
информация о том, что службой организована работа по направлению в суд ходатайств осужденных либо представлений учреждений, исполняющих наказание, о приведении приговоров в соответствие с положениями нового закона в части установления кратного зачета времени содержания под стражей.Как указано на сайте ФСИН, положения новой редакции ст. 72 УК РФ могут быть применены к порядка 100 тыс. осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. По состоянию на 3 августа 2018 г. в суд для приведения приговора в соответствие с законом направлены материалы в отношении 30,5 тыс. осужденных, из них судами рассмотрено 253 материала. По результатам рассмотрения 167 осужденных освобождены из мест лишения свободы, 86 осужденным снижен срок наказания.
В связи с реализацией закона председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту Андрей Кутепов направил письма директору ФСИН Геннадию Корниенко, а также министру финансов Антону Силуанову, министру труда и социальной защиты Максиму Топилину и министру юстиции Александру Коновалову.
Андрей Кутепов указал, что по результатам проводимых в Совете Федерации мероприятий по вопросам социальной адаптации заключенных были выявлены проблемы, существующие в данной сфере. В письме Антону Силуанову он отметил, что имеются трудности при реализации субъектами РФ программ социальной адаптации заключенных в части их финансового обеспечения. Ряд субъектов РФ указали на то, что при заключении с Министерством финансов соглашений о дотациях одним из требований этих соглашений является неустановление новых расходных обязательств.
Сенатор подчеркнул, что в результате неудовлетворительной организации работы по ресоциализации в обществе граждан, освободившихся после отбывания наказания из исправительных учреждений, уровень повторной преступности по итогам 2016 г. оценивается в целом по Российской Федерации более чем в 53%.
Андрей Кутепов обратился к Антону Силуанову с просьбой сообщить информацию о том, какие мероприятия будут проводиться для обеспечения достижения целей, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы. Также он просил уведомить, какие средства планируется направить на реализацию программ стабилизации и развития УИС в части социальной адаптации и трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В письме Александру Коновалову была изложена просьба направить в адрес комитета информацию о мерах, принимаемых для интеграции положений Концепции в действующее законодательство.
Геннадия Корниенко сенатор попросил предоставить данные о количестве осужденных, на которых распространяются положения принятого закона, а также о планируемых мероприятиях, направленных на их ресоциализацию и предупреждение рецидивов. А Максима Топилина – о мероприятиях, направленных на трудоустройство освободившихся из мест лишения свободы лиц, о регионах, в которых реализуются программы по трудовой адаптации и социальной реабилитации таких лиц, а также о наличии программ занятости, предусматривающих квоты по их трудоустройству на крупные предприятия или предприятия с вредными условиями труда.
Партнер АБ «ЗКС» Дарья Шульгина, ранее
комментировавшая
закон, отметила, что он хоть и направлен на соблюдение прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, имеет негативные стороны – ухудшение положения лиц, содержащихся под домашним арестом. Дело в том, что два дня домашнего ареста будут исчисляться как один день нахождения в следственном изоляторе. Ранее порядок такого зачета наказания установлен не был, а все время, проведенное обвиняемым под домашним арестом, засчитывалось в срок отбытия реального наказания в пропорции 1:1 независимо от назначенного вида исправительного учреждения.Также она заметила, что ни законами, ни иными нормативными правовыми актами не урегулированы вопросы, касающиеся социальной адаптации осужденных лиц, которые выйдут на свободу. «Вскоре значительное количество осужденных досрочно покинут места лишения свободы, а потому должна быть усилена работа по реализации правительственных программ социальной поддержки и помощи заключенным, однако информации об этом нигде нет, – подчеркнула она. – Освобожденным лицам предстоит столкнуться с проблемами трудоустройства и, как следствие, стабильного заработка, в некоторых случаях – с проблемой отсутствия жилья. Таким образом, наряду с принятым законом хотелось бы услышать о разработке или активизации программ, направленных на успешную социальную интеграцию досрочно освобожденных лиц».
Aдвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых также ранее
комментировал
закон. На этот раз он обратил внимание на то, что необходимость социальной поддержки и адаптации освобождаемых лиц потребует выделения на это дополнительных бюджетных средств. «Кроме того, закон имеет обратную силу. Соответственно, ожидаемы ситуации, когда осужденный “пересидел” срок лишения свободы, назначенный ему приговором суда, в связи с чем он обратится за компенсацией», – предположил эксперт.Константин Кузьминых напомнил, что в основе принятия закона о зачете срока содержания в следственных изоляторах явилось признание как Европейским Судом, так и на национальном уровне особой тяжести условий содержания в СИЗО. По его словам, в практике московских районных судов встречается признание длительного содержания в следственном изоляторе обстоятельством, смягчающим наказание в смысле ст. 61 УК РФ. «Будут ли теперь суды, с учетом исключения из применения положений ст. 72 УК РФ осужденных за преступления, связанные с наркотиками, шпионажем и террористической направленности, при разрешении дел о таких преступлениях учитывать срок содержания в СИЗО в качестве смягчающего обстоятельства? – задался он вопросом. – С практической точки зрения для обвиняемых по делам о преступлениях, для которых ст. 72 УК РФ зачет срока содержания в СИЗО исключает, становится актуальным обращение в ЕСПЧ с жалобой на условия содержания в следственном изоляторе».
Он добавил, что могут возникнуть сложности, связанные с рассмотрением жалобы в ЕСПЧ на условия содержания в СИЗО. По его мнению, теперь типовым доводом властей РФ на жалобу заключенного может стать указание на то, что срок содержания в СИЗО был засчитан в назначенный судом срок наказания, а потому компенсация заявителю не полагается. «Однако эффективность довода неочевидна. Дело в том, что в своей практике по рассмотрению жалоб на условия содержания в следственном изоляторе ЕСПЧ не дожидается вынесения в отношении заявителя приговора суда – по иным делам жалобы удовлетворяются в период, когда только завершается предварительное следствие», – отметил эксперт.
По словам Константина Кузьминых, можно ожидать увеличения числа обращений ранее осужденных с ходатайствами об УДО. «Пока неясно, какими критериями будут руководствоваться суды при рассмотрении ходатайств осужденных и представлений администрации колоний по вопросам о достаточности для исправления осужденного отбытого им в колонии срока, но можно быть уверенными в том, что проблемы здесь будут возникать, так как во время содержания в СИЗО исправление не осуществляется», – заметил он. Также он добавил, что осужденные, которые будут направляться в колонию на несколько месяцев, в силу краткости оставшегося срока их пребывания в колонии на УДО могут не рассчитывать.
Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/senator-zaprosil-dannye-u-ministrov-v-svyazi-s-realizatsiey-zakona-o-zachete-vremeni-v-sizo-v-srok-nakazaniya/