
Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении законопроект
№ 73983-5
, которым предлагается изменить предусмотренный ст. 72 УК РФ порядок зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы.Как ранее
писала
«АГ», законопроект был внесен в Госдуму еще в 2008 г., но рассмотрен и принят в первом чтении только в феврале 2015 г. Ранее автор законопроекта Павел Крашенинников сообщал, что причина задержки заключалась в отсутствии точных данных о том, сколько людей находится в тех или иных местах заключения в соотношении со степенью общественной опасности совершенных ими преступлений.Необходимость статистической информации по осужденным, по словам Павла Крашенинникова, была обусловлена тем, что в соответствии с УИК РФ заключенные, отбывающие наказания в колониях строгого режима за тяжкие и особо тяжкие преступления, имеют право по отбытии части срока и при условии хорошего поведения на перевод в места заключения с более мягким режимом. Поскольку перерасчет срока будет применяться и к ним, необходимо тщательно проработать этот механизм.
Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 72 УК РФ, согласно которым время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы – один день за два, исправительных работ и ограничения по военной службе – один день за три, а в срок обязательных работ – из расчета один день содержания под стражей за 8 часов работ.
Также документом предусматривается, что в срок лишения свободы засчитывается время содержания лица под стражей из расчета один день за один день отбывания наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима, а также нахождения осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии общего режима, воспитательной колонии или колонии-поселении, в строгих условиях, в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа в соответствии со ст. 115 и 136 УИК РФ.
Кроме того, в срок лишения свободы предлагается засчитывать один день в СИЗО за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии, а также за два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Помимо этого, предлагается время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов РФ, в случае выдачи лица на основании ст. 13 УК засчитывать из перечисленного выше расчета.
При этом время нахождения лица под домашним арестом, включаемое в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства, предлагается засчитывать из расчета два дня за один день нахождения в СИЗО.
Авторы поправок в пояснительной записке указали, что данная новелла направлена на восстановление прав и законных интересов лиц, осужденных к лишению свободы, нарушенных во время их содержания под стражей. Законопроект также призван компенсировать издержки, возникающие в результате отсутствия в настоящее время возможности для приведения в полном объеме условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствие с международными стандартами.
Комментируя «АГ» законопроект, партнер АБ «ЗКС» Алексей Новиков заметил, что условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах являются одними из самых строгих, а порой невыносимыми. По его мнению, данное обстоятельство обусловлено переполненностью камер содержания, отсутствием возможности занятия каким-либо привычным видом деятельности и существенным ограничением по передвижению и пребыванию на свежем воздухе – даже полагающиеся часовые прогулки проводятся в изолированном помещении, где вместо крыши расположена решетка. Эксперт отметил, что подобные нечеловеческие условия неоднократно упоминались в многочисленных решениях Европейского Суда по правам человека.
Одновременно с этим, после вынесения приговора лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания в колонии-поселения, колонии общего режима и т.д., где они имеют возможность, как минимум, трудоустроиться и иным образом разнообразить свой быт.
«Однако предлагаемый порядок зачета наводит на размышления. Так, например, лица, совершившие простой рецидив, лишены возможности воспользоваться обсуждаемым правом. В то же время задачей и целью исправительной системы является именно исправление», – заключил Алексей Новиков.
Адвокат АП г. Москвы Александр Зинуров посчитал новеллу большим шагом к гуманизации российской уголовно-исполнительной системы и важным этапом в проведении политики декриминализации. «Считаю, что осужденный, находясь большее количество времени в местах лишения свободы, лучше не становится, а значит, зачет времени содержания в СИЗО в срок отбывания наказания просто необходим», – отметил адвокат.
При этом он указал на ряд моментов, которые необходимо урегулировать. Так, Александр Зинуров указал, что с принятием документа появится риск проявления коррупции в местах содержания под стражей. По мнению Александра Зинурова, если законопроект о «льготных сроках» примут, то возникнет соблазн «подольше оставаться в СИЗО», тем самым затягивая сроки следствия и суда, с целью того, чтобы срок отбывания наказания был меньше или его вовсе не было, а это «расплодит» коррупцию и процессуальное хулиганство со стороны обвиняемых и подсудимых. Адвокат считает, что в этом случае необходимо урегулировать деятельность должностных лиц на местах, ужесточить контроль.
«Кроме того, до настоящего времени не решен вопрос об исчислении сроков этапирования в места лишения свободы, которые могут достигать 10–14 дней, а в некоторых случаях – и месяца. Непонятно, каким образом рассчитывать данный срок. Либо он будет прибавляться к сроку нахождения в СИЗО, либо в исправительной колонии», – пояснил Александр Зинуров.
Председатель МГКА «ЮС КОГЕНС» Алексей Горбунов обратил внимание на то, что в нынешней редакции ст. 72 УК стоит условный знак равенства между лишением свободы, принудительными работами, содержанием в дисциплинарной воинской части и арестом. Однако, согласно поправкам, определяемый судом для отбывания лишения свободы вид исправительного учреждения ломает этот баланс, причем, по мнению эксперта, неудачно.
Алексей Горбунов привел пример, в котором военнослужащий до вступления приговора в законную силу полгода содержится под стражей. «Приговором суда ему назначено наказание в виде лишения свободы на один год, которое заменено содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок (более мягкое, по логике закона, наказание). Из-за замены наказания более мягким по виду осужденный оказывается в парадоксальной ситуации: оставь суд лишение свободы с отбыванием в колонии-поселении – оно уже было бы отбыто. Имеем черномырдинский итог: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”», – пояснил эксперт.
Кроме того, он отметил: в пояснительной записке к законопроекту говорится, что он имеет целью компенсировать издержки, возникающие в результате отсутствия возможности для приведения условий содержания под стражей в соответствие с международными стандартами. «Может, все же пришло уже время поработать в стране над условиями содержания под стражей, тем более что в значительной степени эта проблема должна была быть решена гуманизацией применения мер пресечения, о которой столько говорилось и которая так и не наступила», – заключил Алексей Горбунов.
Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/popravki-o-pereraschete-sroka-nakazaniya-s-uchetom-vremeni-soderzhaniya-v-sizo-rekomendovany-k-prinyatiyu-vo-vtorom-chtenii/