г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 6 офис 109. omecivan@mail.ru

Согласно внесенному в Думу законопроекту, в таком случае власти будут выплачивать патентообладателю соразмерную компенсацию

22 ноября Правительство РФ внесло в Госдуму РФ

законопроект

№ 842633-7 о возможности использования им объектов патентных прав без согласия патентообладателя в ряде экстренных случаев.

Законопроект предлагает новую редакцию ст. 1360 ГК РФ, согласно которой в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности (включая охрану жизни и здоровья граждан), Правительство РФ вправе использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец без согласия патентообладателя. При этом патентообладатель будет уведомлен об этом в кратчайший срок, а также получит соразмерную компенсацию. Методика определения размера такой компенсации и порядок ее выплаты будут утверждаться российским правительством.

Как следует из пояснительной записки, возможность принудительного воздействия государства на недобросовестного правообладателя предусмотрена международными актами. «Проектируемые в ст. 1360 ГК РФ изменения создают возможность оперативно восполнить отсутствие или недостаток в стране иностранных запатентованных лекарственных средств или медицинских изделий, которые необходимы для жизни и здоровья населения», – полагают разработчики проекта. По их мнению, поправки не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ.

Юрист юридической фирмы INTELLECT Анастасия Герман полагает, что поправки представляют собой ранее известный, но особый механизм использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в государственных интересах. «С одной стороны, такое использование не входит в перечень действий, не являющихся нарушением исключительного права (ст. 1359 ГК РФ), а с другой стороны, не подходит под случаи принудительного лицензирования (ст. 1362 ГК РФ)», – отметила она.

Эксперт считает, что предлагаемое законопроектом использование, в отличие от действующей редакции ст. 1360 ГК РФ, ограничивается, во-первых, случаями крайней необходимости. Во-вторых, эти случаи планируется также связать с охраной жизни и здоровья граждан помимо уже закрепленной возможности использования объектов интеллектуальной собственности в целях обеспечения обороны и безопасности государства. «Такие изменения преследуют вполне конкретную цель – восполнять отсутствие или недостаток лекарств, медицинских изделий, производимых иностранными фармацевтическими компаниями, не желающими выдавать лицензии российским производителям. Нововведение, безусловно, благотворно повлияет на доступ российских потребителей к жизненно важным иностранным медикаментам и изделиям, однако повлечет волну негодования патентообладателей, преследующих коммерческие интересы. Их вряд ли удовлетворят условия Правительства РФ, на которых будет определяться та сама “соразмерная компенсация”, ведь часто она существенно занижена и не компенсирует расходы правообладателей на производство и поставку лекарств и медицинских изделий», – предположила Анастасия Герман.

Юрист добавила, что из текста законопроекта пока нельзя понять, кто будет конечным субъектом закрепляемого предлагаемой нормой права использования объектов патентной охраны: «Будет ли это исключительно само Правительство РФ или какие-либо компании с государственным участием в его лице, либо же обратиться за получением разрешения сможет любое заинтересованное в использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца лицо?» По словам юриста, последний случай, по сути, предлагает альтернативу предусмотренному ст. 1362 ГК РФ принудительному лицензированию: заинтересованные лица смогут выбрать из двух сосуществующих норм.

«Однако возможны и другие сценарии. Нужно ли будет заинтересованному в использовании объектов патентной охраны лицу сначала обратиться в суд к патентообладателю в порядке ст. 1362 ГК РФ и лишь при отказе в удовлетворении требований о принудительном лицензировании обращаться в Правительство РФ за получением разрешения на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия правообладателя? Или же такое разрешение можно получать сразу напрямую в Правительстве РФ, не прибегая к судебному спору о принудительном лицензировании, что представляется крайне коррупциогенным вариантом. Полагаю, что ответы на эти вопросы требуют закрепления как минимум в подзаконном акте правительства», – подытожила Анастасия Герман.

Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али назвал интересным то, что законопроект предполагает существование некой общей методики определения размера компенсации, которая будет утверждаться Правительством РФ. «Для сравнения: сейчас размер компенсации определяется ad hoc, разработка общей методики определения компенсации в любом случае будет непростой задачей, ведь применение ст. 1360 ГК РФ должно осуществляться лишь в экстраординарных случаях. Следовательно, будет крайне сложно предугадать все вышеуказанные случаи и сразу же придумать, как считать соразмерную для них компенсацию», – отметил он.

В связи с этим эксперт выразил надежду на то, что методика правительства будет достаточно общей и в большей степени предполагать некие общие ориентиры для определения компенсации (такие, как длительность и объем использования). «В противном случае есть риск, что компенсация окажется несправедливой и далекой от реальности», – предостерег он. Максим Али добавил, что ст. 1360 ГК РФ до сих пор остается неким резервным инструментом в руках государства и фактически не применяется. «Если ситуация изменится, то вполне возможно, что методика расчета компенсации и порядок ее выплаты будут обжалованы в суде, где итоговый размер компенсации и может быть проверен на предмет его соразмерности», – резюмировал эксперт.

Руководитель группы практики антимонопольного регулирования юридической фирмы ART DE LEX Анна Большакова считает, что рассматриваемый законопроект будет являться рычагом воздействия на рынок лекарственных препаратов со стороны Правительства РФ и третьих лиц. «Отечественные производители лекарственных препаратов смогут в принудительном порядке получать у иностранных компаний право на производство товаров, необходимых для охраны жизни и здоровья граждан. Однако под критерий “охрана жизни и здоровья граждан / обеспечения обороны и безопасности” может подпадать не только производство лекарственных препаратов, но и производство товаров для нужд оборонной промышленности. Этот фактор может оказать в будущем существенное влияние на иные товарные рынки в РФ и изменить правила и порядок обращения товаров на них», – полагает она.

По словам эксперта, принятие поправок окажет положительное влияние на ценообразование и на обеспечение конкуренции на рынке фармацевтической промышленности. Ведь законопроект предусматривает фактическое внедрение существенного рычага влияния на правообладателей патентов, который позволит осуществлять государству реагирование фактически и при завышении стоимости товаров, и при попытке монополизации рынка. «С другой стороны, на данный момент методика определения размера компенсации и порядок ее выплаты еще не разработаны. Сложно однозначно сказать, будет ли данная компенсация соразмерной для патентообладателей, так как у них имеются и свои издержки, связанные с разработкой данных лекарств», – отметила Анна Большакова.


Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/pravitelstvo-planiruet-ispolzovat-lekarstvennye-patenty-bez-soglasiya-pravoobladateley/

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов допускается только с ссылкой на источник.