г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 6 офис 109. omecivan@mail.ru

В ответе на обращение «АГ» МВД России сообщило, что новый стандарт перевозки заключенных в том числе предусматривает оснащение спецтранспорта дополнительной вентиляцией и освещением, а также средствами безопасности

В августе пресс-служба Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей сообщила, что первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой направил Борису Титову ответ на его предложение рассмотреть проблемы, связанные с нарушениями при перевозке заключенных.

В нем сообщалось, что МВД России «разработало новые стандарты конвоирования заключенных», которые учитывают «пилотное»

постановление

ЕСПЧ по делу «Томов и другие против России», о котором ранее

писала

«АГ». Напомним, в нем Страсбургский суд указал на ключевые проблемы, порождающие огромное количество случаев этапирования в бесчеловечных условиях, а также на необходимость изменения морально устаревших норм законодательства и обязал Россию изменить условия транспортировки заключенных.

Редакция «АГ» обратилась в МВД с просьбой уточнить, о каких именно изменениях идет речь, а также – о предоставлении нового стандарта для ознакомления.

5 сентября был получен ответ ведомства, которое не стало предоставлять документ, а лишь сообщило, что ранее действующие стандарты перевозки подозреваемых и обвиняемых в специальных полицейских авто (правила стандартизации ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») были разработаны в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к гражданским пассажирским транспортным средствам, в том числе правилами Европейской экономической комиссии ООН. «Однако указанные доводы не принимались во внимание ЕСПЧ, в связи с чем предусмотренные ПР 78.01.0024-2016 нормы площадей для перевозки подозреваемых и обвиняемых с учетом его прецедентной практики признавались недостаточными», – отмечено в ответе пресс-службы МВД России.

В связи с этим в министерстве подчеркнули, что новый стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые оперативно-служебные автомобили типа «A3», используемые подразделениями МВД России для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Он предусматривает увеличение площади в расчете на одно перевозимое лицо, внутренней высоты помещения, оборудование средствами обеспечения безопасности, установку дополнительных вентиляторов в общих камерах, а также повышение уровня освещенности. «Спецавтомобили, поставляемые в подразделения ОВД РФ, должны соответствовать требованиям нового стандарта, а принятые на снабжение ОВД РФ до введения его в действие должны быть приведены в соответствие с обновленными требованиями (за исключением спецавтомобилей, находящихся в эксплуатации)», – указано в ответе ведомства.

В телефонном разговоре представитель ведомства дополнительно пояснила, что сам номер стандарта ПР 78.01.0024-2016 не изменился, но теперь последний учитывает рекомендации Европейского Суда в плане перевозки заключенных.

Комментируя ответ МВД, юрист фонда «В защиту прав заключенных» Надежда Раднаева отметила, что, поскольку нового стандарта конвоирования заключенных нет в открытом доступе, а сроки его внедрения также не известны, сложно дать полную оценку ситуации. «Вместе с тем известные из СМИ нововведения (увеличение площади, высоты помещения и оборудование автомобилей системами кондиционирования) являются правильными и необходимыми», – отметила она.

По словам эксперта, предполагаемые нововведения есть очередной пример положительного влияния практики Европейского Суда по правам человека (в частности, пилотного постановления «Томов и другие против России») на правовую систему России по решению проблем бесчеловечных условий в ходе транспортировки заключенных.

«Безусловно, говорить о решении проблемы очень преждевременно. Проблема многокомпонентная, и решаться она должна комплексными мерами. Установление стандартов транспортировки заключенных и даже их соблюдение не является достаточным. Государство должно обеспечить наличие эффективных внутренних средств правовой защиты в отношении жалоб на условия перевозки. Но начало положено. Задача общества – контролировать реализацию нововведений на предмет их соответствия требованиям, изложенным в пилотном постановлении ЕСПЧ», – заключила Надежда Раднаева.

Читайте также
Пилотное постановление ЕСПЧ обязует Россию изменить условия транспортировки заключенных
Суд указал на ключевые проблемы, порождающие огромное количество случаев этапирования в бесчеловечных условиях, а также на необходимость изменения морально устаревших норм законодательства
11 Апреля 2019 Новости

Юрист правозащитной организации «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, представлявший интересы заявителей в рамках рассмотренного Европейским Судом дела «Томов и другие против России», также прокомментировал ответ МВД России.

«С прикладной точки зрения самая важная часть постановления по вышеуказанному делу – это случай Евгении Пунеговой. Зимой 2010–2011 гг., когда Верховный суд Республики Коми рассматривал ее уголовное дело, она наездила по Сыктывкару в “стаканах” в 0,4 кв. м (а такую площадь личного пространства в Страсбурге считают неприемлемой и при перевозках в многоместных камерах) целых 7 часов. И за это моя подзащитная получит от российского государства в качестве компенсации морального вреда 1,5 тыс. евро. Но Сыктывкар – это маленький город. А ситуация в российской столице совершенно иная», – считает он.

Юрист пояснил, что средняя продолжительность двух связанных поездок в автозаках по Москве (из СИЗО в суд и обратно) занимает у заключенного по 7–8 часов. «Получается, человек съездил на судебное заседание и может выставить российской казне счет на 1,5 тыс. евро. А в московских следственных изоляторах в настоящее время содержится немногим менее 10 тыс. заключенных. И в некоторые особо тяжелые для конвоиров дни до 600 из них вывозят на судебные и следственные действия. Арестованные члены “банды” экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера с сентября 2015 г. по 1 тыс. часов наездили в пыточных условиях, перемещаясь по российской столице», – отметил Эрнест Мезак.

По словам эксперта, совершенно непонятно, как новый стандарт, разработанный в МВД России, поможет исправлению ситуации. «Он ведь будет распространяться на “вновь разрабатываемые и модернизируемые автомобили”. А в старых так и будут возить людей в условиях “гнетущей тесноты”? Кстати, до 20% московских конвойных КАМАЗов, по моим данным, не оборудованы вентиляцией в принципе – она не предусмотрена инженерной документацией», – добавил он.

«Обновлять конвойный транспорт Москвы для выполнения постановления ЕСПЧ по делу “Томова и других” теми темпами, которые планирует МВД, – значит отложить решение системной проблемы, которую наконец-то заметили в Страсбурге, лет на 10 минимум. По факту это значит продолжать пытать теснотой и духотой сотни людей ежедневно», – заключил Эрнест Мезак.


Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/rossiyskikh-zaklyuchennykh-budut-perevozit-v-bolee-komfortnykh-usloviyakh/

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов допускается только с ссылкой на источник.