
Комитет министров Совета Европы опубликовал
доклад
об исполнении решений Европейского Суда по правам человека в 2020 году.Россия лидирует по количеству дел, поступивших на рассмотрение Комитета министров (218, или каждый пятый случай), девять из них – «ведущие». В 2019 г. из 240 поступивших на рассмотрение Комитета министров российских дел «ведущих» было вдвое больше – 18. «Данные по России демонстрируют, что, хотя и произошло небольшое снижение количества российских дел, находящихся на рассмотрении Комитета министров, Россия остается лидером по неисполнению постановлений ЕСПЧ. Тот факт, что на долю РФ приходится 34% от всех дел, ожидающих исполнения, вызывает серьезное беспокойство», – считает юрист Правозащитного центра «Мемориал»
Татьяна Черникова
(организация признана в РФ выполняющей функции иностранного агента. – Прим. ред.).По мнению адвоката АП Красноярского края
Натальи Балог
, причины того, что треть неисполненных решений ЕСПЧ приходится на Россию, связаны не с пандемией, а с политикой нашего государства, направленной на затягивание исполнения. «Вполне возможно, что часть из неисполненных решений 2019 г. перекочевала в статистику 2020 г., усугубив ее», – предположила эксперт.Исполнение Россией решений ЕСПЧ в части мер общего характера – тема наболевшая, добавила адвокат: «Выплатить компенсацию за нарушение конвенционных прав заявителю для нашего государства обычно не составляет труда. Когда же речь заходит о пересмотре системных правоприменительных проблем на национальном уровне, начинаются сложности». Из доклада следует, что Россия находится в лидерах «антирейтинга» по многим позициям, заметила Наталья Балог.
Так, первое место РФ занимает и по числу «ведущих» дел, рассмотрение которых не завершено: 217 случаев, или 17% всех незавершенных дел. В 2019 г. таких дел было немногим меньше – 219. «Именно в таких постановлениях ЕСПЧ чаще всего описывает системные проблемы, решение которых необходимо не только для исполнения данного конкретного постановления, но и для предотвращения многочисленных аналогичных нарушений», – пояснила Татьяна Черникова. Неисполнение таких актов, по ее словам, приводит к многочисленным новым жалобам в ЕСПЧ: «Получается своего рода замкнутый круг, где Россия находится среди лидеров как по количеству жалоб, поданных в ЕСПЧ, так и по количеству постановлений ЕСПЧ, ожидающих исполнения».
В 2020 г. Россия исполнила 92 постановления Европейского Суда, из них 11 – по «ведущим» делам. В 2019 г. этот показатель составил 162 и 13 соответственно. При этом 18% дел, находящихся под усиленным надзором в Комитете министров, являются российскими. В 2019 г. их было 19%. «Нужно понимать, что под усиленный надзор попадают действия силовиков, законность задержания, право на жизнь в контексте жестокого обращения, условия содержания и медицинская помощь, длительность судебного разбирательства», – отметила Наталья Балог.
По сумме компенсаций РФ занимает второе место. В 2020 г. ЕСПЧ присудил заявителям, оппонентом которых была Россия, почти 11,5 млн евро, это в 2,5 раза меньше, чем в 2019 г. «При этом Россия была лидером и по сроку задержек в выплатах – по части дел более чем на 6 месяцев. Это говорит о проблемах бюджетного характера», – считает Наталья Балог.
В докладе отмечается, что внедрение информационных технологий в российскую судебную систему позволило закрыть Комитету министров две группы дел. В одной из них власти не смогли надлежащим образом уведомить стороны о судебных заседаниях, а в другой не обеспечили публичный доступ к полным текстам судебных решений. «Как практикующий адвокат могу сказать, что далеко не все решения сейчас доступны на сайтах суда или на иных открытых порталах, но тенденция к распространению такой практики есть», – признала Наталья Балог.
Россия упоминается и в контексте нарушений ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «В статье 18 говорится, что нельзя использовать ограничения прав, предусмотренные Конвенцией, для иных целей, чем те, для которых они были предусмотрены. Это в том числе включает в себя запрет преследования по политическим мотивам. Исполнение этой статьи Конвенции особенно важно для понимания правового смысла и предназначения ограничений прав и для правильного применения этих ограничений», – указала Татьяна Черникова. К концу 2020 г. на рассмотрении Комитета находилось 12 таких дел, два из которых касаются России. Заявителем по обоим является оппозиционный политик Алексей Навальный.
Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич
подчеркнула
, что государства – члены СЕ обязаны исполнять постановления ЕСПЧ своевременно и в полном объеме. «Это не любезная просьба, а требование, обязательное для соблюдения», – напомнила она.Минюст России
считает
«реальным достижением» нашего государства в части работы с ЕСПЧ тот факт, что в конце 2019 г. были скорректированы КАС, УПК и Закон о содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых и заключенных. Поправки позволяют «в упрощенных процедурах получать компенсацию на национальном уровне за необеспечение надлежащих условий содержания», указало ведомство. «В результате этих изменений ЕСПЧ уже признал неприемлемыми и исключил из списка подлежащих рассмотрению дел свыше 2 тыс. жалоб», – подчеркнуло оно.В комментарии «АГ» Татьяна Черникова также обратила внимание на то, что в тематическом разделе о праве на свободу собраний Комитет министров упомянул о неисполнении
постановления
по делу «Лашманкин и другие против России». «Оно касается системных проблем с законодательством и практикой реализации свободы собраний в России», – напомнила юрист.Она добавила, что правозащитные организации, в том числе ПЦ «Мемориал» и ОВД-Инфо, в 2020 г. направляли в Миниюст России свои предложения по исполнению этого постановления в части общих мер. «Мы предлагали создать рабочую группу на базе Минюста для обсуждения исполнения этого постановления с участием экспертов и представителей гражданского общества. К сожалению, данная инициатива и наши конкретные предложения не были поддержаны Минюстом», – рассказала Татьяна Черникова.
Наталья Балог добавила, что доклад отражает системные проблемы России с исполнением постановлений ЕСПЧ. «Некоторое беспокойство вызывает существенное сокращение выплат справедливой компенсации. Надеемся, что это временное явление, вызванное бюджетным планированием», – заключила она.
Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/rossiya-ne-ispolnyaet-resheniya-espch-chashche-ostalnykh-gosudarstv/