г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 6 офис 109. omecivan@mail.ru

Рассмотрев административный иск коллегии адвокатов, Суд решил, что правительство правомерно ограничило круг субъектов, которые вправе получить отсрочку по арендной плате

23 сентября Верховный Суд подтвердил правомерность «сужения» Правительством РФ арендных льгот, связанных с пандемией.

Управляющий партнер КА «Фрейтак и Сыновья» Николай Фрейтак прокомментировал «АГ»

решение

 Суда, которое коллегия недавно получила в полном объеме.

Законодатель предоставил арендаторам одни льготы, а правительство – другие?

1 апреля 2020 г. вступил в силу Закон № 98-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (законопроект 

№ 931192-7

).

Читайте также
Эксперты «АГ» проанализировали поправки о новых полномочиях Правительства РФ
В целях обеспечения возможности госоргана экстренно реагировать на распространение коронавируса скорректировано законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций, банкротстве и госзакупках
01 Апреля 2020 Новости

Часть 1 ст. 19 данного нормативного акта предоставила льготу для арендаторов, договоры аренды недвижимости которых заключены до принятия в 2020 г. решений о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории соответствующего региона. Арендодателей обязали в течение 30 дней со дня обращения арендатора предоставить тому отсрочку по арендным платежам за 2020 г. Полномочие по установлению требований к условиям и срокам такой отсрочки получило Правительство РФ.

В ч. 4 ст. 19 того же закона установлена гарантия для тех арендаторов, которые являются субъектами малого или среднего предпринимательства и осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения COVID-19. Такие арендаторы могут потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды недвижимости, которая используется для осуществления указанной деятельности, если такой договор заключен до принятия в 2020 г. решений о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории соответствующего региона. Перечень пострадавших отраслей также должно было утвердить Правительство РФ.

3 апреля правительство приняло Постановление № 439, которым определило требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества. В соответствии с п. 1 Требований они распространяются на арендаторов, которые являются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляют деятельность в «пострадавших» от коронавируса отраслях и заключили соответствующие договоры до принятия в 2020 г. решений о введении режима повышенной готовности или ЧС в регионе.

Коллегия адвокатов «Фрейтак и Сыновья» подала в Верховный Суд административный иск о признании п. 1 Требований частично не действующим. По ее мнению, правительство незаконно ограничило круг субъектов, которые вправе претендовать на отсрочку арендной платы, из-за чего коллегия не смогла воспользоваться такой отсрочкой.

Коллегия настаивала на том, что федеральный законодатель в ч. 1 ст. 19 Закона № 98-ФЗ предоставил возможность отсрочки для всех арендаторов, которые заключили договоры аренды недвижимости до введения в 2020 г. региональных режимов повышенной готовности или ЧС.

Интересы Правительства РФ в суде представляло Минэкономразвития, которое утверждало, что Требования изданы в пределах полномочий правительства. Оспариваемое положение соответствует законодательству и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, говорило ведомство.

Верховный Суд отказал в удовлетворении иска

Выслушав стороны, Судебная коллегия по административным делам ВС пришла к выводу что п. 1 Требований соответствует федеральному закону. «В ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, на которую указывает административный истец, использован бланкетный способ изложения права, в соответствии с которым обстоятельства реализации такой нормы устанавливаются Правительством Российской Федерации», – пояснил Верховный Суд. По его мнению, госорган определил «именно требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы», не выходя за пределы своих полномочий.

При этом, заметил ВС, п. 2 Требований предусматривает, что отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений. Таким образом, подытожил Суд, право на отсрочку уплаты арендной платы на основании ч. 1 ст. 19 Закона № 98-ФЗ имеют организации и индивидуальные предприниматели, которые являются арендаторами недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта РФ указанного в этой норме решения, и которые при этом осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения COVID-19.

Аналогичное толкование, заметила судебная коллегия, использовал и Президиум ВС в утвержденном 30 апреля 2020 г.

Обзоре

№ 2 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции.

На этом основании ВС отказал в удовлетворении административного иска.

Коллегия намерена обжаловать решение

Читайте также
Адвокаты проанализировали второй «коронавирусный» обзор Верховного Суда
Наиболее значимыми они посчитали разъяснения по вопросам аренды, прекращения моратория на банкротство и размещения заведомо ложной информации в публичный доступ
07 Мая 2020 Новости

Николай Фрейтак в комментарии «АГ» подчеркнул, что Верховный Суд даже не попытался проанализировать доводы коллегии и, по сути, просто поддержал позицию Минэкономразвития. «Конечно, не способствовала принятию справедливого решения и позиция Генеральной прокуратуры, которая также во всем согласилась с правительством. На наши подробные буквальные, системные и телеологические толкования нормы ч. 1 ст. 19 Закона № 98-ФЗ, обосновывающие, что законодатель не наделял правительство полномочиями по дополнительному изменению круга субъектов льготы по отсрочке в уплате арендной платы, Верховный Суд ответил лаконично: требование к условиям отсрочки соответствует закону. Почему соответствует – Суд не пояснил», – возмущен адвокат.

В решении много цитат из нормативных правовых актов, но последовательной причинно-следственной связи, обосновывающей позицию правительства и Верховного Суда и, следовательно, доказывающей неправоту коллегии, в нем не усматривается, убежден Николай Фрейтак. «Получается, что правительство право просто потому, что оно правительство. Может, законодатель, действительно, хотел написать то, что в итоге указано в утвержденных правительством Требованиях к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы. Но он этого не написал! Условия отсрочки – это условия использования отсрочки, а не условия ее предоставления, которые уже были перечислены в норме закона, – пояснил адвокат. – Если имела место техническая ошибка, значит, нужно было внести изменения в закон. Вопросов бы тогда ни у кого не возникло».

Верховный Суд, по словам Николая Фрейтака, создал опасный прецедент: «Получается, что теперь любую описку законодателя можно оперативно исправлять актом правительства. По сути, это уже реальный шаг к слиянию исполнительной и законодательной ветвей власти. При таком толковании норм закона мы не должны удивляться, если завтра выйдет постановление правительства, которое “уточнит” в схожем ключе любую другую бланкетную норму закона, вплоть до норм Конституции».

В завершение адвокат подчеркнул, что КА «Фрейтак и Сыновья» намерена обжаловать решение ВС в его Апелляционную коллегию.


Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/vs-ne-uvidel-problemy-v-tom-chto-advokaty-ne-mogut-pretendovat-na-svyazannye-s-pandemiey-arendnye-lgoty/

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов допускается только с ссылкой на источник.