г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 6 офис 109. omecivan@mail.ru

Внимание экспертов привлекло разъяснение о том, что гражданин вправе знакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения его обращения и после направления ему ответа на него, если иное не установлено законом
Читайте также
Верховный Суд опубликовал второй обзор судебной практики за 2022 год
Документ содержит 46 правовых позиций по различным категориям дел, а также разъяснение по вопросам, возникающим в судебной практике
13 Октября 2022 Новости

Как уже сообщалось, 12 октября Президиум Верховного Суда утвердил

Обзор

судебной практики № 2 за 2022 г. Документ содержит восемь разъяснений Судебной коллегии по административным делам, а также три разъяснения по административным делам Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Как указала Коллегия в деле из п. 31 Обзора, гражданин вправе знакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения его обращения и после направления ему уполномоченным органом, должностным лицом ответа на обращение, если иное не установлено законом (

Определение

по делу № 18-КАД22-19-К4).

Адвокат, член Совета АП Ставропольского края

Нарине Айрапетян

подчеркнула, что у гражданина имеется несомненное право знакомиться с материалами проверки либо иными документами, связанными с его обращением, вне зависимости от стадии рассмотрения его заявления по существу и в случае, если такая информация не отнесена к сведениям, распространение которых в РФ в установленном федеральным законом порядке ограничено или запрещено: «Любое иное запрещение является незаконным и произвольным, нарушающим права и законные интересы гражданина».

Читайте также
ВС разъяснил нюансы удостоверения доверенностей на представительство граждан, находящихся в СИЗО
Суд указал, что разрешение лица, в производстве которого находится уголовное дело, не требуется, если доверенность не предоставляет полномочий совершать от имени подозреваемого или обвиняемого гражданско-правовые сделки
14 Июня 2022 Новости

В следующем пункте Обзора разъяснено, что для удостоверения доверенности на представительство в различных инстанциях интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не требуется разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело (

Определение

по делу № 42-КАД22-1-К4).

Нарине Айрапетян назвала обоснованным требование законодательства относительно необходимости разрешения на выдачу доверенности в случае, если удостоверяемые полномочия касаются гражданско-правовых сделок, направленных на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. «И связано это прежде всего с соблюдением баланса интересов, в том числе обвиняемого лица, потерпевших и государства. Только лицо либо орган, в чьем производстве находится дело, владея ситуацией, может прийти к выводу о наличии рисков, связанных, к примеру, с невозможностью в последующем удовлетворить требования гражданско-правового иска или уплатить штраф, назначаемый в качестве либо основного, либо дополнительного наказания. Все иные полномочия, связанные с представительством в тех или иных органах, не требуют знания конкретных фактических обстоятельств дела, являются общими и не могут порождать дополнительных барьеров в виде обязательного сопровождения разрешительным актом», – убеждена она.

Как следует из п. 33 документа, наличие входящего в улично-дорожную сеть населенного пункта и содержащегося в надлежащем состоянии подъездного пути к жилому дому является одним из условий соблюдения прав и законных интересов его собственника, в том числе на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также на доступ экстренных служб (

Определение

по делу № 64-КАД22-1-К9).

В п. 34 отмечено, что акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления таких нарушений в судебном порядке (

Определение

по делу № 74-КАД22-2-К9).

Практика применения положений КоАП РФ

В п. 35 документа разъяснено, что действия лица по управлению транспортным средством в состоянии опьянения квалифицируются по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, а не по ч. 1 этой статьи, если это лицо считается подвергнутым административному наказанию согласно ст. 4.6 КоАП РФ (в том числе после истечения срока ранее назначенного ему лишения права управления транспортными средствами) и оно не выполнило условия, необходимые для возврата сданного водительского удостоверения, исходя из ч. 4.1 ст. 32.6 Кодекса (

Постановление

по делу № 86-АД22-2-К2).

Как следует из п. 36 Обзора, при решении вопроса о признании административного правонарушения, выразившегося в неуплате административного штрафа в установленный срок, малозначительным нужно учитывать все значимые обстоятельства, в том числе факт ранее совершенных неоднократных аналогичных правонарушений (Постановление по

делу

№ 9-АД22-52-К1).

Учредитель юридической фирмы «БИЭЛ»

Лариса Рябченко

полагает, что в этом пункте проанализирована довольно часто встречающаяся в практике ситуация. «Человек нарушил скорость дорожного движения на транспорте, не создавая никакой опасной ситуации, что подтверждается санкцией в виде штрафа в 500 руб. Такой штраф не был уплачен в срок, поэтому областное ГУ МВД обратилось в суд с требованием подвергнуть нарушителя санкции, в том числе исправительным работам. Несмотря на то что на момент составления протокола об административном правонарушении – неуплате штрафа в установленный КоАП РФ срок – штраф был уже уплачен, мировой судья применил санкцию в связи с тем, что правонарушитель допустил более 100 подобных правонарушений, – пояснила эксперт. – Заместитель председателя кассационного суда общей юрисдикции, отменивший постановление мирового судьи и прекративший производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, рассматривал данный случай как отдельное правонарушение, вне учета прошлых штрафов, наложенных на гражданина по аналогичным основаниям. В свою очередь, Верховный Суд установил, что подобное поведение можно расценить как длящееся правонарушение, что не позволяет установить, что неуплата отдельного штрафа в размере 500 руб. в срок, установленный законом, является малозначительным правонарушением».

По словам Ларисы Рябченко, такой вывод ВС РФ не основан ни на норме права, ни на разъяснениях высших судебных инстанций, а базируется лишь на основании исследования прошлого поведения виновного лица, вне рамок рассмотрения этого судебного дела: «Санкции за правонарушения по ч. 2 ст. 12.9 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП несут функции как частной превенции – прекращение правонарушения и недопущение его продолжения, так и общей превенции – предупреждение потенциальных правонарушителей о неотвратимости наказания на подобное поведение. Очевидно, что с постоянными нарушителями скорости движения на дорогах нужно бороться не штрафами в 500 руб., которые зачастую не уплачиваются в срок в связи с отсутствием информации о наложении такого штрафа».

Эксперт добавила, что в этом деле неизвестно, идет ли речь о 100 случаях неуплаты штрафа в срок или о наличии 100 штрафов за превышение скорости на более чем 20, но менее чем 40 км в час. «Невозможно понять, где происходили такие правонарушения, поскольку ограничение в 20 или 30 км/час часто выставляется на дорогах, проходящих через сельские населенные пункты, что весьма затрудняет движение. Нельзя понять, что за видом транспорта пользовался нарушитель: если он работает экспедитором или водит трак, то требования соблюдения скорости 20–30 км/час на загруженных трассах часто вступают в противоречие с требованиями работодателя или клиента, что влечет для него гораздо более крупные потери, чем 500 руб. Получается, что проблема есть, и законодательно она не разрешена совсем», – заключила Лариса Рябченко. Она также задалась вопросом, может ли ВС подменять законодателя вместо того, чтобы выйти с законодательной инициативой в соответствующий орган для устранения правовой неопределенности.

В п. 37 Обзора разъяснено, что выбросы вредных веществ в атмосферный воздух без специальных разрешений, произошедшие на различных объектах, квалифицируются в качестве самостоятельных административных правонарушений, каждое из которых влечет ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (

Постановление

по делу № 71-АД22-3-К3).

Как следует из п. 38, признание недействительным послужившего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ, влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении (

Постановление

по делу № 48-АД22-3-К7).

Административные дела, рассмотренные Судебной коллегией по делам военнослужащих

В п. 39 Обзора указано, что принятие командиром воинской части решения о досрочном увольнении военнослужащего из-за невыполнения им условий контракта по прежней воинской должности должно базироваться в том числе на обстоятельствах, позволяющих уволить такого военнослужащего по такому основанию с занимаемой им должности, и при соблюдении установленной процедуры (

Определение

по делу № 225-КАД22-1-К10).

Нарине Айрапетян с сожалением отметила, что увольнение по произвольным основаниям в воинских частях не редкость. «Как правило, все огрехи в работе мотивируются недостаточностью сроков и некоторой незначительностью для процедуры в целом. При этом пренебрегают основополагающими правами увольняемого военнослужащего. Так произошло и в данном рассматриваемом случае, аттестация по новой воинской должности, по мнению командования, явилась ненужной компонентой, чем лишили возможности заблаговременно ознакомиться с оценкой своей служебной деятельности, заявить о своем несогласии с такой оценкой, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании аттестационной комиссии, обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд. При наличии сведений о состоянии здоровья достаточно частым явлением считается несвоевременное либо вовсе ненаправление на военно-врачебную комиссию, чем также нарушаются права военнослужащего и приводят к искажению реальных оснований для увольнения», – полагает она.

Согласно п. 40, место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (

Определение

по делу № 226-КАД22-1-К10).

Исходя из п. 41, представленные военнослужащим в жилищную комиссию объяснения для сохранения оснований в целях нахождения на жилищном учете проверяются жилищным органом (

Определение

по делу № 228-КАД22-4-К10).


Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/pravovye-pozitsii-po-administrativnym-delam-iz-obzora-vs-2-za-2022-god/

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов допускается только с ссылкой на источник.