ФССП будет контролировать внесудебное взыскание задолженности кредитными и микрофинансовыми организациями

г. Тольятти, ул. Юбилейная, д. 6 офис 109. omecivan@mail.ru

Согласно поправкам, ведомство сможет устанавливать ограничения на отдельные способы взаимодействия организаций с должниками

2 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму

законопроект

№ 190070-8, направленный на регулирование вопросов госконтроля за деятельностью юрлиц, занимающихся внесудебным возвратом просроченной задолженности физлиц.

Законопроект предлагает распространить федеральный госконтроль (надзор), осуществляемый ФССП России, на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физлиц. В целях реализации новых полномочий вышеуказанное ведомство будет вести госреестр профессиональных коллекторских организаций, а также перечень кредитных, микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физлиц, который будет формироваться совместно с Банком России и размещаться в Интернете.

Поправки вводят понятия «профессиональная коллекторская организация» и «автоматизированный интеллектуальный агент», под которым понимается программное обеспечение для отправки голосовых сообщений, которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживает определенные сценарии разговоров в зависимости от содержания диалога. Использование такого способа взаимодействия, в частности, минимизирует влияние человеческого фактора при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Для профессиональных коллекторских организаций будет установлена обязанность включать в свое наименование соответствующее словосочетание. При этом прекратится выдача бумажного свидетельства о внесении сведений о юрлице в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций. В то же время уполномоченный орган по запросу профессиональной коллекторской организации сможет предоставить выписку из госреестра, подтверждающую включение сведений о заявителе в этот реестр.

Также предложено определить условия осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц кредитными и микрофинансовыми организациями, указать особенности осуществления федерального госконтроля (надзора) за деятельностью профессиональных коллекторских, кредитных и микрофинансовых организаций, уточнить перечень и основания применения мер реагирования, которые вправе осуществлять ФССП России при реализации контрольных (надзорных) полномочий.

В связи с этим ФССП России получит новые полномочия: установление ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками на срок до 60 календарных дней. Подконтрольное лицо может ходатайствовать перед уполномоченным органом о досрочном снятии установленных ограничений при устранении нарушений или принятии необходимых мер к их недопущению.

Согласно поправкам, кредитные и микрофинансовые организации, занимающиеся возвратом просроченной задолженности физлиц, для взаимодействия с должниками и иными лицами будут обязаны иметь соответствующее оборудование и программное обеспечение, а также осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия в целях возврата просроченной задолженности. Такие организации должны будут иметь записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении вышеуказанного взаимодействия, и хранить их в течение трех лет.

В целях совершенствования защиты прав должников будет установлено правило, согласно которому по инициативе кредитора или представителя кредитора не допускается взаимодействовать с должником по вопросам возврата просроченной задолженности, возникшей из обязательств, по которым в соответствии с Законом о потребительском кредите по требованию должника (заемщика) предоставлен льготный период, в течение всего срока его предоставления.

Законопроектом также предлагается установить возможность взаимодействия должника и кредитора (его представителя) с помощью электронной почты должника, если адрес такой почты указывается должником при заключении договора, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Эти нововведения, по мнению авторов поправок, уменьшат расходы как кредиторов (их представителей), так и должников. При этом для профессиональных коллекторских организаций наличие электронной почты, адрес которой размещается на официальном сайте организации, будет обязательным.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в 2019 г. ФССП России приняла к рассмотрению свыше 15 тыс. жалоб на кредитные и микрофинансовые организации (55,4% всех принятых к рассмотрению жалоб), а в 2020 г. приняты более 16 тыс. жалоб (59,2%), за 10 месяцев 2021 г. – 17,5 тыс. жалоб (65,4%). В 2019 г. Служба возбудила 354 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ в отношении вышеуказанных организаций (48,6% от всех возбужденных дел по этой статье), в 2020 г. – свыше 2 тыс. дел (66,5%), за 10 месяцев 2021 г. – 2 141 дело (64%). Соответственно, в 2019 г. было рассмотрено с назначением наказания 1 179 дел об административных правонарушениях по вышеуказанной статье, что составило 48,7% всех рассмотренных дел с назначением наказания по указанной статье, в 2020 г. – 1,7 тыс. дел (60,7%), за 10 месяцев 2021 г. – 2 023 дела (65%).

Председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов»

Алексей Шарон

полагает, что суть рассматриваемых поправок сводится к расширению субъектов, осуществляющих взыскание просроченной задолженности, подконтрольных ФССП России. «К коллекторским агентствам добавляются микрофинансовые и кредитные организации (всего примерно 1,8 тыс. субъектов). Изменения вызваны тем, что в отношении микрофинансовых и кредитных организаций поступает значительное количество жалоб от должников в ФССП России (примерно 15 тыс., что больше половины от общего количества) на неправомерное воздействие на них – угрозы жизни и здоровью, слишком навязчивое и частое общение с должником и тому подобное. В случае принятия законопроекта микрофинансовые и кредитные организации будут внесены в реестр ФССП России, от этих организаций потребуется наличие специального оборудования и программного обеспечения, в связи с чем они неизбежно понесут дополнительные материальные затраты», – заметил он.

По словам эксперта, поправки увеличат служебную нагрузку на ФССП России, но они направлены на минимизирование неправомерного воздействия на должников, которые попали в сложную жизненную ситуацию. «В целом оцениваю такие изменения как положительные для развития долгового рынка в России», – подчеркнул Алексей Шарон.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer

Антон Алексеев

счел, что поправки направлены прежде всего на более четкое урегулирование взаимодействия кредитора и привлекаемого им лица для возврата задолженности с должником, с одной стороны, и закрепляют дополнительные требования к коллекторским компаниям, с другой стороны. «Также законопроект предусматривает дополнительные меры государственного контроля в отношении кредиторов и коллекторов, при этом приводя положения закона в соответствие с реалиями современной жизни, определяя условия применения современных способов связи, использование специальных техсредств при осуществлении взаимодействия с должником», – отметил он.

В связи с этим эксперт охарактеризовал поправки как направленные на выстраивание четких рамок взаимодействия должника и кредитора или коллектора, а также создание строгих регулятивных правил для кредиторов и коллекторов, повышенных мер ответственности для последних. «Изменения закона в определенной степени повысят качество работы коллекторов. Кроме того, вероятно, их принятие будет способствовать увеличению споров между коллекторскими компаниями и надзорными органами, а также приведет к некоторому сокращению коллекторских компаний на рынке», – предположил Антон Алексеев.


Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/fssp-budet-kontrolirovat-vnesudebnoe-vzyskanie-zadolzhennosti-kreditnymi-i-mikrofinansovymi-organizatsiyami/

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов допускается только с ссылкой на источник.