
Как
сообщила
пресс-служба Федеральной палаты адвокатов РФ, 18 декабря в ТАСС в онлайн-формате состоялась пресс-конференция, посвященная результатам работы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в 2020 г. В ней приняли участие председатель СПЧ Валерий Фадеев, а также члены СПЧ Борис Кравченко, Игорь Ашманов и Ева Меркачева.Открывая пресс-конференцию, Валерий Фадеев отметил, что своей основной задачей видит расширение спектра направлений работы Совета. При этом, по его словам, необходимо помнить о политических правах и свободах граждан, уделив особое внимание защите социальных и экономических прав граждан.
Глава СПЧ также рассказал о встрече членов Совета с Президентом РФ Владимиром Путиным 10 декабря, по итогам которой глава государства дал около 15 поручений по разным направлениям работы СПЧ, что значительно больше, чем в 2019 г. В числе особенно актуальных вопросов, обсуждавшихся на встрече, Валерий Фадеев назвал законопроект об иностранных агентах, риски, связанные с внесением поправок в другие законы в связи с принятием данного законопроекта, и корректировки некоторых определений закона.
Более подробно о работе СПЧ по защите трудовых прав граждан в период пандемии рассказал Борис Кравченко. Он подчеркнул, что пандемия способствовала возникновению острого кризиса в сфере трудовых отношений. При этом, сообщил Борис Кравченко, в самом начале пандемии по инициативе Валерия Фадеева СПЧ совместно с Ассоциацией юристов России запустил горячую линию для граждан, куда поступило около 4000 обращений. Большая часть из них касалась нарушений трудовых прав граждан: 30% – увольнения, понуждения к увольнению по собственному желанию, отправка в неоплачиваемые отпуска. Значительная часть нарушений была связана со снижением заработной платы, отказом работодателя оплачивать работникам дни, объявленные президентом нерабочими. По словам Бориса Кравченко, в первые недели пандемии горячая линия служила работникам предприятий, где не было профсоюзов, единственным источником поддержки. Помощь была оказана тысячам работников и десяткам трудовых коллективов.
Борис Кравченко отметил, что по мере развития пандемии возникла острая необходимость регулирования дистанционной работы. По его словам, СПЧ высоко оценивает проект поправок в ТК РФ, регулирующих труд дистанционных работников. В частности, удалось добиться снятия грани между работником, находящимся на рабочем месте в офисе, и работником, выполняющим трудовые функции дистанционно. Кроме того, согласно данному законопроекту, работодатель не может расширять перечень основания увольнения дистанционных работников. Таким образом, значительная часть российских работников, которые трудятся в новых условиях, получили дополнительную защиту.
Игорь Ашманов рассказал о встрече с Президентом РФ, на которой был представлен доклад о цифровых правах граждан. По мнению Игоря Ашманова, цифровизация идет очень быстрыми темпами, вследствие чего не успевает формироваться нормативно-правовая база, регулирующая происходящие процессы. Член СПЧ выразил обеспокоенность тем, что высокие темпы сбора данных приводят к тому, что информация о пользователях оказывается не только у органов власти, но и у больших цифровых платформ, которые не ограничены нормами действующего законодательства. Так, в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» есть значительные пробелы. Как полагает Игорь Ашманов, необходимо разработать и принять закон о больших пользовательских данных. Данную работу, добавил он, СПЧ по поручению президента планирует вести в 2021 г.
Ева Меркачева рассказала об обращениях в СПЧ, связанных с деятельностью судов, следственных органов и службы исполнения наказаний. Она сообщила, что в начале пандемии СПЧ выступил с инициативой замены меры пресечения в виде заключения под стражу домашним арестом. Данная инициатива была принята судами. Снижение числа лиц, содержащихся под стражей, коснулось тех, кто находился в СИЗО. Однако к осени, по словам Евы Меркачевой, снова наметилась тенденция роста.
Она также обратила внимание на значительное количество жалоб от обвиняемых, которых не вывозят в суд на слушания их дел. Слушания проводятся по видео-конференц-связи, при этом качество интернет-соединения не всегда хорошее, подсудимые зачастую не видят зала заседания, судей, а их, в свою очередь, не видят и не слышат судьи.
Ева Меркачева отметила еще одну проблему, которой занимается СПЧ, – обеспечение открытости судов. В связи с жалобами журналистов на запрет присутствовать в судах под предлогом пандемии СПЧ обсудил данный вопрос в Судебном департаменте при Верховном Суде Р РФ. В результате удалось добиться организации видеотрансляций судебных процессов для журналистов, однако сделано это далеко не во всех судах, подчеркнула член СПЧ.
Отдельное направление работы Совета – взаимодействие со ФСИН по вопросам отмены этапирования обвиняемых в колонии других регионов до вступления приговоров в силу, что лишает данных лиц прав на защиту и на свидания с родственниками, разрешения посылок и передач заключенным на основе разъяснений ВОЗ об их безопасности, разрешения членам СПЧ посещения заключенных в комнатах краткосрочных свиданий.
Далее члены СПЧ ответили на вопросы корреспондентов пресс-службы ФПА и «АГ».
Представитель «АГ» напомнил, что по итогам специального
заседания
Совета с участием ФПА,состоявшегося
10 марта 2016 г., в 2017 г. были приняты масштабные поправки в УПК РФ о дополнительных гарантиях независимости адвокатов. В связи с этим он задал вопрос о том, продолжится ли практика проведения специальных заседаний СПЧ по проблемам независимости адвокатуры, а также возможно ли применение аналогичной процедуры при доработке законопроектов по предложениям вице-президента ФПА Генри Резника, о которых говорилось на недавнейвстрече
с Президентом РФ, – о расширении компетенции суда присяжных и о наделении стороны защиты правом назначать судебную экспертизу.Валерий Фадеев отметил, что в центре внимания Совета остается тема повышения эффективности российских правоохранительной и судебной систем. По его словам, Совет продолжит взаимодействие с адвокатами. Относительно наделения стороны защиты правом назначать судебную экспертизу он сообщил, что подготовлен законопроект, который высоко оценивает Генри Резник и поддерживают многие институты. Шансы, что проект будет принят, высоки, сказал глава СПЧ.
Следующий вопрос касался предложения создать российский суд по правам человека, о котором одобрительно отозвался президент на декабрьской
встрече
с членами СПЧ, хотя и оговорился, что это потребует дополнительного финансирования. С этим предложением выступил член Совета Евгений Мысловский. Каким видится возможное место этого органа в системе российской судебной власти – он должен стоять над Верховным Судом РФ? Можно ли сказать, что планируется создать национальную кальку с ЕСПЧ?Председатель СПЧ не стал подробно комментировать эту тему, поскольку, по его словам, она сложна. «Нет даже концепции суда по правам человека. Речь шла в первую очередь о том, чтобы расширить полномочия Уполномоченного по правам человека РФ, чтобы в части дел, касающихся соблюдения прав человека, он мог обращаться в суд еще до вынесения приговора. Второе – чтобы Уполномоченный мог действовать совместно с СПЧ. Также была высказана идея, что необходимо создать рабочую группу. В связи с чем появилась мысль, что если будет корректироваться законодательство, то можно и выйти на создание российского суда по правам человека, – уточнил Валерий Фадеев. – Но это пока только “набросок” идеи. Нужно очень тщательно подойти к данной теме. Мы будем работать над этим в следующем году».
От пресс-службы ФПА был задан вопрос, касающийся ранее
озвученной
Валерием Фадеевым информации о том, что Совет занимается проблемой недопуска адвокатов к доверителям в отдельных СИЗО, где от защитников незаконно требуют представить разрешение следователя на встречу. Какие шаги намерен предпринять Совет для решения этой проблемы?Отвечая на данный вопрос, Ева Меркачева упомянула две проблемы. Первая – в некоторые СИЗО адвокаты просто не могли пройти. Например, в «Лефортово», где одна комната для краткосрочных свиданий, куда может зайти только один адвокат, в день могли пройти один-два человека. В СПЧ обращались граждане, которые не получали защиту несколько месяцев. Также поступали жалобы на нарушение адвокатской тайны, поскольку все разговоры ведутся через стекло, по телефону, а значит, могут прослушиваться и записываться, поэтому доверитель не может ничего сообщить адвокату.
Вторая проблема, отметила Ева Меркачева, связана с тем, что в ряде случаев адвокатов не пускали в СИЗО без подтверждения следователем факта, что защитник вступил в процесс по делу. Несмотря на внесенные в законодательство изменения, согласно которым не требуется никакого разрешения от следователя, чтобы пройти в изолятор, некоторые СИЗО нарушали закон. По этому поводу СПЧ выносил рекомендации, а для дальнейших действий необходимо выработать стратегию, заключила член СПЧ.
Источник: http://www.advgazeta.ru/novosti/spch-predstavil-rezultaty-raboty-v-2020-g/